Рынок автозапчастей 2020
Итоги года
«Правда ли, что при коммунизме продукты будут заказывать по телефону? Ага… а выдавать их будут по телевизору». Бородатый советский анекдот, а звучит так актуально во время пандемии. 2020 год заканчивается! Подводим итоги.
Дмитрий Болховский
основатель ВИН-КОД.РФ | Win-Sto.ru
эксперт аналитического агентства Aftermarket-DATA©.
Валютный скачек в начале года и весенняя самоизоляция привели к падению Aftermarket ~ на 22%. При этом, отложенного спроса точно не будет. В период пандемии и удалёнки машины не просто простаивали. Изменилась сама рыночная парадигма. В сознании потребителя автомобилю теперь отводится гораздо меньше места. Вывод: снижение рынка — это надолго.
Если рассматривать динамику Aftermarket по каналам продаж, то наибольшее падение наблюдается в сегменте оффлайн магазинов ~ 31%, сегмент НСТО просел на 14%, меньше всего кризис затронул online, где падение составило всего 5%.
Такой неплохой, на фоне общей стагнации, результат связан с двумя факторами. Во-первых, хайповая тема #всё_онлайн перетянула большую часть клиентов DIY «сделай сам» из классической розницы в Интернет. А во-вторых, сразу несколько универсальных маркетплейсов начали активно разрабатывать направление Aftermarket. Ozon и AliExpress полностью обновили команды в категории «запчасти», и привлекли сотрудников с серьёзным опытом работы в сегменте. Avito совместно с Aftermarket-DATA© провело большое исследование рынка автомагазинов и НСТО. Сейчас Avito адаптирует платформу для повышения качества поиска запчастей и активно подключает продавцов.
В новой реальности для себя мы выбрали стратегию диверсификации. ВИН-КОД.РФ совместно с инвест-группой Mercury Properties запустили национальный маркетплейс запчастей Казахстана CarCity.kz. В начале будущего года стартует кросс-бордер Россия-Казахстан. В самый разгар пандемии наши разработчики представили рынку инновационный чатбот МастерMAX. Благодаря технологиям Ai и Deep learning, чатбот ведет естественный диалог с клиентом, подбирает запчасти и работы. МастерMAX интегрируется со сторонними сайтами, работает через мессенджеры и соцсети, помогает автомагазинам и СТО собирать лиды в Интернет. В портфеле продуктов Aftermarket-DATA© появилась аналитика цен в разрезе каналов продаж и регионов.
Помните эту байку MBA про китайский иероглиф «кризис», состоящий из двух символов «опасность» и «возможность»? У нас, в этом високосном году, сработала вторая половина. Желаю всем нам настойчивости, не зацикливаться на трудностях, фокусироваться на задачах клиентов, добавить самоиронии и побольше позитива. Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий! И всё у нас будет хорошо.
С Новым Годом!
Aftermarket-DATA© – это аналитика рынка для производителей и дистрибьюторов автозапчастей. Статистика вторичного рынка запчастей (aftermarket) России. Разрезы: марки автомобилей, регионы, бренды, товарные группы, OE – номера, аналоги, оптовые и розничные цены. Артикулы с привязкой к автопарку. Графические итоги и сводки. Кросс-брендовая конкуренция, цены, ассортимент поставщиков. Продукт платформы ВИН-КОД.РФ.